Характеристика и особенности содержания больших тяговых лошадей русской породы

Содержание

При всем изяществе и благородстве орловская порода лошадей не требовательна в содержании. Она хорошо приспосабливается к новому климату, новым кормам.

В домашних условиях уход за лошадью стандартный. Однако при ипподромном содержании, а также во время испытаний и нагрузок качественный специальный уход является основой здоровья и продуктивности рысака.

Обязательные процедуры:

  • ежедневная чистка денника утром и вечером — уборка навоза и мокрой подстилки, отбивка свежей подстилки;
  • ежедневная чистка кормушек и поилок, раз в неделю мойка горячей водой с содой;
  • чистка лошади перед сбором или тренировкой — чистка шерсти скребком и щеткой, расчесывание гривы и хвоста, расчистка копыт;
  • профилактика заболеваний сухожильного и связочного аппарата — бинтование, обмазывание конечностей серой глиной, специальными мазями;
  • превентивные меры после забегов и тренировок — массаж мускулатуры, обтирание соломенным жгутом, проводка;
  • профилактические работы перед заездами и призами — применение горячих попон и горчичников.

Кормление

Нормы питания во многом зависят от цели использования лошади, а также возраста, пола и физиологического состояния. Основу рациона составляют трава и сено.

Лучше использовать луговое, клеверное и люцерновое сено. Добавляют также вико-овсяную смесь, пшеничные отруби и морковь. Из зерна лошадям дают овес, кукурузу и ячмень.

Наряду с традиционными кормами племенным и спортивным лошадям дают:

  • комбикорм;
  • патоку;
  • травяные гранулы;
  • жмых;
  • сенаж;
  • силос;
  • белковые и витаминно-минеральные добавки.

Диетическим сочным кормом признана морковь, сахарная свекла.

Подготовка и нормы корма:

Кормят лошадей не менее 3 раз в сутки, при тяжелой работе — в промежутках и перерывах. Сначала дают грубые корма, затем за 60 минут до работы концентраты. Половину суточной нормы грубых кормов дают на ночь.

Поят 3 раза в день перед кормлением, но не ранее чем через 1,5-2 часа после физической нагрузки.

Уход в конюшне

Для столь крупного и энергичного животного требуется достаточно просторная конюшня со стойлами 3×3 м.

Температура зимой может кратковременно даже снижаться до минусовой, и орловские рысаки и их жеребята переносят её достаточно легко при условии полного отсутствия сквозняков.

Однако в тепле лошади чувствуют себя более комфортно, поэтому стены конюшни утепляют (например, пенопластом), а на деревянный пол кладут подстилку слоем не менее 20 см из:

  • опилок;
  • соломы;
  • сена;
  • сухого торфа.

В конюшне не должно быть чрезмерно жарко (оптимальной считается температура не выше +23°C при влажности в пределах 45-50%. Для увеличения светового дня в зимнее время конюшня искусственно освещается.

Лошадиные стойла должны быть оборудованы кормушками и поилками.

Обычно кормушку, изготовленную из деревянных досок, устанавливают таким образом, чтобы к ней был доступ как изнутри стойла, так и снаружи. То же самое относится и к поилке.

Такое расположение облегчает загрузку кормушек и поилок, а также их санитарное обслуживание без необходимости лишний раз тревожить коня.

Профилактика болезней

Для сохранения здоровья рысаков необходимо не только тщательно ухаживать за ними самими, но и следить за гигиенической чистотой их денников. Для этого следует каждодневно убирать навоз и менять загрязнившуюся подстилку (сухая подстилка — лучший способ избежать дерматита).

Необходимо также минимум раз в неделю чистить кормушку и поилку горячей водой с содой. Стены денника и перегородки в нём тоже следует регулярно освобождать от загрязнения.

Для профилактики заболеваний и скорой помощи при возникновении проблем со здоровьем рысака следует в конюшне иметь аптечку с:

  • мазью для копыт;
  • смесью вазелина и рыбьего жира;
  • скипидаром;
  • спиртом с солью;
  • зелёнкой;
  • перекисью водорода;
  • йодом с камфорой;
  • камфорным спиртом;
  • бинтом;
  • ватой.

Знаменитые Орловские жеребцы

Крепыш

  1. Барс 1 — родоначальник всех линий, сыграл особую роль в развитии породы.
  2. Квадрат — гордость и символ Московского конного завода № 1, рожден в 1946 г. Единственный скакун, которому при жизни было поставлено 2 памятника. За всю беговую карьеру он не проиграл ни разу. Дал на свет более 600 высокопородистых рысаков.
  3. Крепыш — «лошадь столетия», поставил рекорд России на дистанции 1600 м, пройдя ее за 2 минуты 8,5 секунды. Крепыш подарил и вселил надежду всему отечественному коневодству в годы стремительного развития американского рысака.
  4. Ковбой — современный рекордсмен России. В 1991 г. рыжий жеребец под управлением наездника Михаила Козлова показал результат 1 минута 57,2 секунды.
  5. Пион — непобедимый жеребец советского времени, родоначальник популярной линии крупных орловских лошадей — линия Пиона.

Современный рекорд скорости установил гнедой жеребец Сорренто — единственная лошадь России, которая участвовала в самых престижных призах за рубежом. В Ницце под управлением Михаила Козлова на дистанции 1609 м Сорренто показал резвость 1.56,8. Резвее орловских рысаков в бегах на это время нет лошадей.

Описание и экстерьер

Эта порода одна из самых легко узнаваемых, ее просто отличить от других лошадей. Животные отличаются крепостью сложения, конечностями с ярко выраженной мускулатурой, низковатым передом, высотой до полутора метров. Имеется челка, умеренно густая волосистая часть. Масть, как правило, рыжеватая, с некоторой чалостью, реже гнедая. Весят взрослые особи в среднем 700 кг. Что касается экстерьера, отмечаются следующие характеристики:

  • профиль прямого типа, голова сухопарая с широковатым лбом, легкая;
  • небольшие по размеру уши стоячего типа;
  • шея не слишком длинная, крепкая, с отличным развитием гребневой зоны;
  • спина широкого типа, не очень длинная, с хорошо развитыми мускулами, не жесткая;
  • грудная часть глубокая и широкая;
  • ноги не очень длинные, с наростом волос, крепкие, стойкие, копыта устойчивые.

Данная порода чрезвычайно хорошо рысит и ходит шагом, очень вынослива в обеих вариациях. Согласно инструкции по бонитировке, проводится комплексная оценка тяжеловозов по разным признакам, согласно которой устанавливается класс представителя: элитный, первого класса и другие лошади.

Русский тяжеловоз — все о породе и много фоток

Рост лошади — 150-153 см.

Масть — рыжая в основной массе, редко вороная и рыже-чалая, белые отметины на ногах и морде обязательны.

Экстерьер — самый невысокий тяжеловоз из отечественных. Длинная морда, достаточно сухая, шея очень широкая, мощная, плечи спрямленные, мышечный корпус размещается на невысоких ногах, ноги толстые, крепкие, устойчивые, копыто широкое, оброслость гривы, челки, хвоста и щеток выраженная.

Внешне лошади породы Русский тяжеловоз прославились средней размером и при этом легкой головой с широким лбом, которая восседает на короткой мускулистой шее, густой шикарной шевелюрой в гриве и хвосте, а также длинными щетками на конечностях.

Телосложение лошади характерное для тяжеловозов, длинная сильная спина, сухая конституция, короткие сильные конечности, ровная поясница и достаточно широкая холка.

  1. Уральский тип лошади, который разнится удлиненными конечностями, покрытыми объемной шевелюрой.
  2. Массивный тип лошадей, которые большие по габаритам по сравнению с другими тяжеловозами.
  3. Новоалексеевский тип лошади, схожий визуально с массивным типом, но немного меньший по параметрам.

Визитная карточка коня данной породы — непоколебима выносливость, спокойный добрый нрав, покорность хозяину.

История породы

Примерно одно столетие тому русский народ начал активно вести селекцию породы Русский тяжеловоз. Первыми предками лошадей признаны древние ардены, которые проживали в Бельгийских горах.

На то время эти животные выглядели не однотипно, к тому же в экстерьере были зафиксированы многие недочеты. При этом ардены быстро преодолевали расстояния, а их облик преображала сухая конституция телосложения.

Люди быстро нашли общий язык с этими лошадьми, так как они кушали любой корм с особым аппетитом и прекрасно себя чувствовали в любых условиях содержания.

Все владельцы и работники конных заводов всячески пытались распространить эту породу лошадей.

А чтобы устранить недостатки арденов, их регулярно скрещивали с разными славными скакунами, в частности, с брабансонами.

Такие работы не прошли даром, спустя годы ардены стали гораздо внушительнее выглядеть и демонстрировать лучшие качества.

В частности, восхищение зрителей удостоился самец по кличке Каравай, бурый кон данной породы. Ему даже вручили золотую медаль, как самому ценному выпускнику Хреновского конного завода.

В самой же Бельгии породу подавила другая более мощная лошадь — бельгийская рабочая порода. И русские люди приложили максимум усилий, чтобы сохранить представителей породы арденов. Коннозаводства поставили цель вывести невысокую рабочую лошадь, которая сможет трудиться на благо отечества, при этом быть неприхотливой и выносливой.

Племенными производителями в селекции и выведении новой породы стали многие лошади, в частности кони по кличке Караул, Ларчик, Рубикон и Поденщик.

Донская

Появление донской лошади относят к XVIII в. Селекционная работа велась донскими казаками и была нацелена на создание резвых выносливых коней для кавалерийских полков, участвовавших в Турецкой войне.

Ростовских степных кобыл скрещивали с турецкими, туркменскими, персидскими, арабскими скакунами, которые доставались казакам в качестве военных трофеев. Для совершенствования и закрепления скоростных качеств к племенной работе привлекали орловских рысаков.

Результатом долгой работы заводчиков стали быстрые, послушные лошади. Они оказались пригодны как для верховой езды, так и работы в упряжке. Сегодня донские кони служат в кавалерийских полках и конной полиции. Рост жеребца достигает 1,65 м. Масть животных — бурая или рыжая, при этом цвет гривы всегда темнее основного окраса.

Характеристика породы

Главным свойством орловских скакунов является их качественный рысистый бег. Но этим особенность данных лошадей не исчерпывается. У них проявляются и такие качества:

  • способность надёжно передавать это врождённое умение по наследству;
  • хорошая приспособляемость к разным климатическим условиям;
  • неприхотливость в содержании и питании, что особенно ценилось в боевой обстановке;
  • великолепный внешний вид, который вызывает у человека положительные эмоции ещё до того, как лошадь успеет продемонстрировать остальные свои сильные стороны.

Описание внешнего вида

Экстерьер орловского рысака впечатляет: высокий рост, мощное телосложение, вес в полтонны и при этом изящество телодвижений при врождённой грациозности. Подробнее о показателях внешнего вида этого скакуна можно узнать из этой таблицы:

Экстерьер орловского рысака Показатели
Высота в холке (м) 1,65-1,70
Длина туловища (м) 1,60
Обхват груди (м) 1,80
Обхват в пясти (см) 20,3
Голова Небольшая, с несколько выступающей лобной частью
Масть Различные варианты серого цвета, а также вороная, чалая или буланая
Шея Длинная, с красивым лебединым изгибом
Уши Небольшие и подвижные
Глаза Большие, блестящие, выразительные
Грива Пышная
Холка Высокая
Круп Широкий
Хвост Длинный и густой
Спина Удлинённая, мускулистая
Грудь Мощная
Ноги Средней длины, сухие и жилистые
Копыта Крупные и крепкие
Вес (кг) 500-550

Использование и продуктивные качества

Создавая свою рысистую породу, Алексей Орлов предназначал её,в первую очередь, для работы в упряжке. Способность к длительному перемещению на хорошей скорости сделала орловских коней практически идеальными упряжными животными. К этим свойствам рысаков присовокупился и их великолепный вид, который стал украшением любого экипажа.

Проявили себя орловские рысаки в качестве рысистых скакунов на ипподромах, прогулочных лошадей под седлом и как охотничьи. В настоящее время эти скакуны активно используются в спортивных состязаниях на скорость, а также в конкурах и на выездке. Очень популярны они и в конном туризме.

Характер и нрав

В процессе селекции коннозаводчикам удалось приглушить в рысаках вспыльчивость, присущую их далёким арабским предкам. Орловских скакунов отличает исключительно добродушный характер, покладистость и беспрекословность в выполнении команд хозяина. При жестоком отношении к ним человека они могут проявить строптивость, но злопамятностью не обладают и при нормальном к себе отношении подчиняются человеку охотно.

Знаете ли вы? Кости лошади по своей прочности не уступают граниту. Однако если ломаются, то срастаются чрезвычайно медленно даже в щадящих условиях ветеринарной клиники.

Этих животных отличает огромная работоспособность. Вопрос о том, как научить бегать этих коней, не стоит вообще. Они не только никогда не отлынивают от работы (как это случается с лошадьми других пород), но и сами стремятся к ней, к чему их подвигает врождённая энергичность.

Плюсы и минусы

  • К достоинствам орловских рысаков относят:
  • способность к долговременному рысистому бегу;
  • высокие скоростные качества на скачках;
  • универсальность их применения;
  • генную устойчивость при передаче по наследству качеств рысака;
  • впечатляющий внешний вид;
  • толерантность к человеку;
  • спокойный нрав;
  • способность адаптироваться к различным климатическим условиям;
  • неприхотливость к условиям содержания и кормления;
  • высокую репродуктивность.
  • К недостаткам, среди которых серьёзных нет, иногда причисляют:
  • дороговизну каждой особи;
  • позднее вступление в половую зрелость (в возрасте 4,5-5 лет).

Уход и особенности содержания лошадей

Представители данного вида неприхотливы, но уход за ними имеет свои особенности. Как любые крупные непарнокопытные, эти лошади нуждаются в просторном деннике, сухой и светлой конюшне. Коням необходим постоянный приток свежего воздуха без сквозняков. Рядом с конюшней обустраивают выгульную площадку, так как порода лошадей советский тяжеловоз нуждается в физических нагрузках и продолжительных прогулках.

Если животное задействовано в тяжелых работах, оно устает и требует дополнительного ухода. После активных прогулок и физического труда тяжеловозу необходимо промыть копыта проточной водой, очистить ноздри от попавшей в них пыли и скопившейся слизи. Хвост и гриву коня моют дважды в неделю, после чего расчесывают гребнем или щеткой с натуральной щетиной.

Полноценный рацион для лошадей тягловых пород имеет большое значение. Он должен включать сено или свежую траву, зерно, овощи и корнеплоды, концентрированные корма с минеральными добавками. Несмотря на крупные размеры, животные имеют желудок сравнительно небольшого размера, поэтому суточную норму кормов делят на 4-8 небольших порций.

Краткое описание породы

Лошади отечественной породы внешне сильно напоминают иностранных предков. Это массивные и крупные животные, которые по габаритам сильно превосходят другие тяжеловозные породы. Высота в холке — 165-167 см, вес жеребцов — 750 кг, кобыл — 580 кг. Отличаются животные крупной головой, выпуклым профилем, косой лопаткой и мощной шеей. Спина удлиненная, с широкой поясницей и спущенным крупом. Отличительная черта владимирской породы лошадей — правильно поставленные крепкие костистые ноги.

Самая распространенная масть — гнедая, но могут встречаться рыжие и вороные кони. Шерсть короткая и густая. Внизу ноги имеют широкие белые «чулочки». Также животные обладают густым хвостом и гривой.

Достоинства породы:

  • благодаря сочетанию крепкой конституции и усердия эта лошадь способна выполнять работу, которая непосильна людям;
  • отличается изысканностью и грациозностью;
  • соединяет в себе следующие качества: выносливость, энергичность, красоту хода, природное усердие, красивый окрас, врожденное трудолюбие;
  • покладистый нрав и внешние данные делают породу универсальной.

Характер

К особенностям характера владимирских лошадей относят послушание и готовность к выполнению любой работы. Животные могут трудиться и в сильную жару, и в проливной дождь. Негативные внешние факторы не оказывают на них сильного воздействия. Если за лошадьми правильно ухаживать и разводить, то они будут способны выполнять различные функции, возложенные на них.

Несмотря на крупные габариты и немного угрожающий вид, кони и лошади владимирские тяжеловозы обладают дружелюбным нравом. Молодые жеребцы могут быть строптивыми и непослушными, но быстро успокаиваются. Если хозяин будет заботиться о них, то животные спокойно выполняют различные команды. Видя ласковое и внимательное отношение к себе, кони отвечают на это послушанием, но при пренебрежительном отношении со стороны владельца лошади могут проявлять свой нрав.

Чтобы питомцы выполняли разные команды, их нужно правильно растить и воспитывать. Вырастают они терпеливыми, выносливыми, неприхотливыми и преданными животными.

Размножение

Владимирская лошадь отличается хорошей плодовитостью. Взрослеют животные рано, поэтому разведением породы можно заниматься, когда жеребцам и кобылам исполнится 3 года. При этом используются чистокровные особи. В год кобыла приносит чаще всего одного жеребенка. Если пара подобрана правильно и за ней был осуществлен должный уход, то высокий процент появления здорового потомства. Кобылы такой породы отличаются высокой молочностью, т.к. крупному жеребенку необходимо большое количество молока.

Применение

Владимирские лошади нашли свое применение в следующих сферах:

  1. Племенная работа. Конезавод приобретает лучших особей, чтобы добиться хороших характеристик по объему молока, мяса и т.д.
  2. В качестве рабочей лошади для перевозки крупногабаритных и тяжелых грузов, вспашки земель и выполнения других работ в сельском хозяйстве.
  3. С целью получения молока, т.к. кобылы характеризуются высокой молочностью.
  4. Для досуга и развлечения. Эти лошади нередко используются для верховой езды, их запрягают в тройки на народные гуляния, представляют на соревнованиях и выставках.

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

История породы

Немногим более века назад из Бельгии в Россию были завезены ардены — мелкие тяжеловозные лошади. По большей части у них имелись различные экстерьерные недостатки, дисгармоничное сложение. Однако у арденов было очень много ценных качеств: неприхотливость к условиям кормления и содержания, сухость телосложения, хорошая подвижность. Они приобрели популярность, и в 1904 г. ардены разводились уже в 376 хозяйствах, мелких и крупных. Стремясь увеличить поголовье, чистопородных арденов скрещивали с упряжными кобылами разных пород, местными и брабансонами, а также разводили в чистоте, совершая тщательный отбор.

Под действием отбора ардены приобрели гармоничность и улучшенный экстерьер

Русские ардены обратили на себя внимание на Всемирной выставке в Париже в 1900 г


Русская тяжеловозная порода имеет хорошие перспективы при использовании для развития продуктивного (мясо-молочного) коневодства. Так, в Бурятии и Казахстане русских тяжеловозов скрещивали с местными степными лошадьми, чтобы получить более крупную мясную лошадь. Помеси хорошо развиваются, благополучно живут в условиях табунно-пастбищного содержания и на 60—70 кг тяжелее местных лошадей.

После Гражданской войны часть поголовья сохранилась. Их стали использовать для племенной работы с целью создать небольшую, неприхотливую к условиям содержания и кормления, гармонично сложенную, работоспособную и пригодную к сельскохозяйственному труду лошадь.

Было получено большое количество племенных лошадей этого типа. К скрещиванию привлекались такие породы, как орловский рысак, першерон, были выведены заводские линии, основателями которых стали жеребцы Караул, Ларчик, Поденщик, Рубикон. Полученная лошадь сильно отличалась от старого ардена, и было принято решение назвать новую породу русской тяжеловозной. Официально она была зарегистрирована Министерством сельского хозяйства в 1952 г.

Русские тяжеловозы использовались как улучшатели других пород сельскохозяйственного направления.


Русские тяжеловозы довольно востребованны и в настоящее время. Они успешно демонстрируются на различных выставках. Так, русский тяжеловоз был представлен на агроиндустриальной выставке Шелкового пути в Оренбурге в 2010 г.

Классификация

Человек самостоятельно вывел большинство пород, наделив животных различными качествами исходя из своих собственных потребностей. Принадлежность к той или иной ветке гарантирует наличие отличий в экстерьере, поведении, окрасе.

Существует три основных принципа, по которым производится классификация лошадей:

  • совершенство породы;
  • культурность;
  • глубина селекционной работы.

Современная классификация предполагает следующие виды пород:

  • заводские;
  • переходные;
  • аборигенные.

Многофункциональные или переходные отличаются своей универсальностью: их можно использовать в упряжке по хозяйству или в конном спорте. К переходным сегодня чаще относят лошадей буденовской, донской породы.

Аборигенные породы тем и отличаются, что умеют быстро адаптироваться к создаваемым условиям, хотя продуктивностью и не отличаются. Сюда можно включить якутских, печорских, кузнецких и нарымских лошадей.

Существует и подклассификация заводских пород на следующие виды:

  • верховой;
  • пряжный;
  • тяжеловозы

Применение

Помимо основного предназначения – тягловых видов работ, тяжеловозы прекрасно используются в других областях, где достигают успеха. Так как экстерьер их высококлассный, то они выступают как улучшители пород. Их скрещивают с другими видами лошадей и для получения мясных особей, которые обгоняют своих соплеменников по массе почти на 70 кг.

Мясное направление развито так же, как и молочное. Тяжеловозами в основном занимаются во ВНИИ конного заводства, где имеется ферма кумыса. Как мы уже писали выше, лактационный период позволяет получать очень большое количество молока. Считается, что кумыс намного качественнее и по своим свойствам более подходит для замены грудного вскармливания. На его основе производятся очень популярные и легко усвояемые смеси, детское питание, творог, йогурты. Это придает тяжеловозам особую ценность.

Хорош тяжеловоз на испытательных мероприятиях, очень часто именно этой породе принадлежит обновление рекордов. Они способны везти тяжесть порядка 26 тонн – этот максимум поражает воображение. Кроме того, конь способен преодолевать двухкилометровые расстояния с полуторатонным грузом за 5 минут.

Сколько стоит русский тяжик

Прежде чем приступать к покупке жеребца породы Русский тяжеловоз, следует выбрать опытного заводчика, который длительное время занимается такими лошадьми. Только в такой ситуации покупатель может не переживать по поводу состояния здоровья и чистокровности лошади соответственно стандартам.

Самый популярный по продажам русских тяжеловозов считается Прилепский племенной конезавод, на протяжении нескольких десятков лет там занимаются выводком настоящих тяжеловозов. Получить животное по выгодной цене можно в случае ликвидации племени. Как показывает практика, в таких ситуациях лошадей продавали за 1-1,5 тысячи американских долларов. Выбирая поставщика лошадей, немаловажную роль играет место расположения и отдаленность фермы или завода от проживания заказчика.

Якутская

Фото:

Некоторые российские породы лошадей сформировались в тяжелых условиях. Это относится и к якутским лошадям, которых разводят в условиях Крайнего Севера.

Невысокие коренастые кони достигают в холке не более 1,40 м. Тело якутской лошади покрыто длинной густой шерстью, длина которой составляет 15 см. Она согревает животных в зимние месяцы, когда температура воздуха опускается до -60ºС.

Даже в такую погоду эти кони живут на улице и самостоятельно добывают себе корм, разрывая снег копытами.

Коренные народы Севера разводят якутских лошадей как мясную и молочную породу. Также скакуны могут использоваться как транспортные животные. Их запрягают в повозки либо сани для передвижения между соседними населенными пунктами.

Современное состояние

Застой в отечественном конном заводстве практически не сказался на разведении русских тяжеловозов. Эта порода по-прежнему выводится на высочайшем уровне качества. Помимо ВНИИ, ими занимаются 18 хозяйственных учреждений в очень многих регионах страны. В текущем времени выводится 8 ветвей, одной из самых распространенных является линия Градуса. Она представлена роскошными животными с безупречным экстерьером, высокой мощностью, довольно высокой холкой.

Несколько сокращается популяция линии их главного конкурента – Свиста. Они также габаритны, выносливы, плодовиты и работоспособны. Так как большая часть этой ветви разводилась в советский период в Беларуси, они стали для нас недоступны. В России этой линией занимается завод Красноармейский. Другие основоположники ветвей:

  • Коварный;
  • Рубин;
  • Поденщик;
  • Рубикон;
  • Капитэн;
  • Караул.

Орловская порода лошадей

Орловская порода лошадей зародилась в третьей четверти XVIII века, когда Россия испытывала очень нуждалась в быстрых, сильных и красивых лошадях, которые нужны были и царскому двору, и кавалерии. Лошади из Западной Европы тяжело привыкали к климату России и были слишком массивны, поэтому необходимо было выводить свою рысистую породу.

В 1775 году главнокомандующий русским флотом, граф Алексей Григорьевич Орлов, вернувшись с русско-турецкой войны 1774 года, по распоряжению императрицы начинает работу по созданию новой породы лошадей. Он хотел, чтобы лошадь сочетала в себе грацию, красоту и сухость арабских скакунов с массивностью, мощью и рысистыми качествами представителей упряжных пород Западной Европы (датской, голландской, норфолькской, мекленбургской).

Орлову были выделены из дворцовых конных заводов 12 трофейных жеребцов и 9 кобыл из Аравии и Турции, помимо этого граф приобретал лошадей на свои средства, порой за очень большие деньги. Например, за арабского жеребца Сметанку заплатил 60 тысяч рублей серебром (в то время как годовые расходы коневодства России в 1774 году укладывались в 25 тысяч рублей). Племенная работа была начата в Подмосковье, но потом перенесена в Хреновской конный завод Орлова в Воронежской губернии.

От Сметанки и датской кобылы получен жеребец Полкан I, которого Орлов скрещивал его с лошадьми разных пород. От Полкана I и кобылы голландской породы (современные фризы) в 1784 году родился жеребец Барс I, который и стал прародителем орловской породы. В дальнейшем путём скрещивания Барса с верховыми и упряжными кобылами европейских пород получено потомство с различной генетической основой. В России в племенной работе используются мужские линии жеребцов: Барчука, Ловчего, Отбоя, Пилота, Пролива и Успеха. Особо известно в породе потомство серого жеребца Пиона (Кипр, Ковбой, Иппик, его сын Колорит) из линии Отбоя.

Большое внимание граф Орлов уделял испытаниям рысаков на коротких дистанциях, в которых участвовал и сам. Современники утверждали, что Барс I «бежал необыкновенно красивым, нарядным ходом»

Современный орловский рысак – красиво сложенная, гармоничная, нарядная, довольно крупная лошадь, средние промеры: высота в холке 162 см, длина туловища 164 см, обхват груди – 188 см, пясти – 20,6 см. Для экстерьера орловской рысистой лошади характерна красивая сухая голова с небольшими ушами; длинная, высоко поставленная лебединая шея; широкая грудь; высокая холка; несколько спущенный круп; сухие сильные ноги; грива и хвост пышные. Наиболее распространена серая масть, но встречается ещё вороная и гнедая, значительно реже – рыжая.

По характеру орловцы – добронравные лошади с живым энергичным темпераментом. К достоинствам орловской лошади следует отнести высокую плодовитость и способность привыкать к различным климатическим условиям. У орловцев гордая осанка, грациозные высокие движения, с сильным сгибанием передних ног, при этом задние ноги далеко переступают следы передних.

На протяжении многих лет орловского рысака использовали для хозяйственных нужд, для извоза, для улучшения рабочих лошадей. Особенно часто скрещивали орловских жеребцов с кобылами тяжеловозных пород, это практикуется и в наши дни для получения универсальной лошади с высокой работоспособностью.

Помимо хозяйственного использования орловцы участвовали и в конноспортивных состязаниях, на скачках они побеждали до конца XIX века, показывая высокую резвость на рыси. Лучшее время на дистанции 1600 м, показанное на Раменском ипподроме в 1991 году рыжим жеребцом Ковбоем (Пермский завод), составляет 1 мин 57,2. На длинных дистанциях (3200 м и более) орловцы также показывают неплохие результаты.

В наши дни орловского рысака всё чаще используют в упряжных видах конного спорта (драйвинга, соревнований русских троек), конного туризма и проката, в то же время участие в скачках происходит всё реже, хотя на международных аукционах лошадей орловцы пользуются неизменным спросом.

На данный момент в конных заводах России к сожалению осталось порядка 700 чистопородных орловских кобыл и около пятидесяти жеребцов, в то время как в начале XX века в распоряжении коневодов страны было 20 тысяч маток. С ипподромных дорожек орловского и русского рысака вытесняет американская стандартбредная лошадь по той причине, что она генетически более резвая.

Орловская рысистая порода по-прежнему играет важную роль в племенном коневодстве таких стран, как, Казахстан, Киргизия, Украина; на Западе эти лошади тоже популярны. Ведущими хозяйствами России, занимающимися разведением орловцев, являются заводы: Хреновской и Чесменский (Воронежская область), Московский, Пермский и Новотомниковский (Тамбовская область).

Происхождение

Сейчас сложно сказать, когда была выведена эта порода. Однозначно одно – у русских людей всегда было очень много тяжелой физической работы, исторически обусловленной образом жизни. В 18 веке в Воронежской области появились первые потомки классических тяжеловозов и степных лошадей. Это и привело к появлению богатырской породы битюгов.

Местные степные лошади выступили отличной основой для выведения новой разновидности. Официальное мнение о месте рождения первых битюгов, истинных богатырей лошадиного рода – долина реки Битюг, что находится в Воронежской губернии.

Однако вследствие резкого уменьшения количества корма во второй половине 19 столетия, эти крепкие, красивые животные начали постепенно исчезать. Негативно на размере популяции сказалось и все возраставшее количество примесей в крови. Можно с уверенностью утверждать, что порода полностью прекратила свое существование к концу 19 века.

Русский тяжеловоз сегодня

На текущее время практически все конезаводы переживают сложные времена, многие из них просто становятся банкротами и вынуждены распродавать лошадей за бесценок. Вообще тяжеловозы неприхотливые животные, продающиеся за среднюю стоимость, которая многим людям будет вполне по карману. За счет этого при Советском Союзе разведение такого бизнеса подкреплялось государственной поддержкой. К сожалению, нынешние частники могут рассчитывать только на самообеспечение.

Из-за нехватки средств на поддержание фермерства многие коннозаводства теряют уровень технической базы, сокращая поголовье до минимума. Нехватка корма сказывает на размерах, молодняк растет с меньшим ростом и слабыми характеристиками. На сегодня статистика демонстрирует сокращение поголовья русских тяжеловозов в 3,5 раза. И только при помощи энтузиастов кое-как поддерживается племенная работа по сохранность породы.

Назначение

Важным отличием тяжеловозных пород лошадей является чётко прослеживаемое наследование черт предков. Кроме того, не утратили животные и своего назначения. Как и столетия назад, сегодня такие кони успешно перевозят грузы там, где отсутствуют привычные современному горожанину подъездные пути. Их можно встретить запряжёнными в цыганскую кибитку или увидеть в поле, впряжёнными в плуг.

Остаются востребованы эти прекрасные животные и в сфере проката или при обучении верховой езде – за счёт малой скорости они подходят даже для начинающих. А в сельском хозяйстве они незаменимы при выпасе скота и позволяют пастуху двигаться в одном ритме со стадом.

Характер

Главным преимуществом и положительным качеством лошадок можно считать веселое и энергичное поведение. Все хозяева характеризируют их как хороших помощников и верных спутников в любой работе.

Выносливый и неприхотливый скот — мечта каждого фермера. Работоспособность и плодовитость также являются неопровержимым их положительным качеством. Действительно сил и энергии у Русских Тяжеловозов хоть отбавляй.

Даже самые нетребовательные виды не могут выполнять свою работу на 100% эффективно, если за ними не ухаживать как подобает. Русский Тяжеловоз предназначен для выполнения сложных полевых работ, поэтому составление рациона имеет большое значение для работоспособности коня. С учетом того, что весят лошадки немного, их кормление не отнимет лишнего времени, сил и материальных затрат.

Чтобы не перестараться с сухими кормами и сеном, стоит рассчитывать и учитывать все индивидуальные особенности каждой особи. Содержание лошади — дело ответственное? ведь наблюдать за ростом и всей жизнью коня, взрослением, питанием, поведением и особенностями характера одно удовольствие.

Уход за лошадью породы Русский Тяжеловоз

В сезон взрослая особь должна получать:

  • около 7-8 кг концентрированного корма на единицу скота;
  • 12 кг сена в сутки;
  • по 6 кг овса и бобов;
  • несколько кг свежей моркови.

Летом представитель описываемой разновидности должен получать около 30 кг свежей травы. От того, сколько весит животное, будет зависеть количество свежих кормов, рассчитанных на рабочий сезон. Содержание такой пищи должно быть разнообразным, насыщенным витаминами, злаками и полезными веществами.

В стойле согласно нормам должны быть созданы санитарные условия и оборудованы помещения для содержания. В случае с кобылами количество еды можно немного уменьшить, морковь заменить пророщенными злаковыми. Кроме того, нужно тщательно следить за состоянием здоровья, зубами, копытами и чистотой шерсти. Если расчёсывать гриву регулярно или делать стрижку, густой волосяной покров не станет обузой для скакуна. Обязательно проводить проверки у ветеринаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector