Как пахать многолетнюю целину мотоблоком. можно ли мотоблоком вспахать целину

Как пахать?

Для того чтобы правильно вспахать участок, его необходимо хорошо подготовить. Для этого вдоль его границы натягивают шнур для ориентира, что особенно рекомендуется сделать людям, которые будут перепахивать огород впервые. Это обусловлено тем, что при работе плуг немного уводит вправо, из-за чего, без соответствующей сноровки, сделать ровный ряд будет затруднительно.

При вспашке второго и всех последующих рядов колесо агрегата будет идти по уже сформированной борозде, и шнур больше не понадобится. Затем следует вручную собрать крупные камни, выкорчевать пни и убрать коряги. После того, как участок будет подготовлен, а двигатель запущен, на нём включают скорость и приступают к вспашке.

Оптимальной скоростью для работы мотоблока считается вторая, однако при изменении глубины вспашки или при переходе на грунт другого типа, может использоваться и первая.

Первую борозду рекомендуется проходить на пониженной передаче, что обусловлено необходимостью сформировать начальный ряд ровно и аккуратно. Ведь в дальнейшем именно он будет служить ориентиром для всех последующих борозд. После прохождения первого ряда проверяют глубину вспашки: она должна находиться в пределах 20 см. Затем разворачивают мотоблок, правый грунтозацеп устанавливают в борозду, включают 1-ю скорость и идут в обратном направлении, следя за тем, чтобы металлическое колесо не выходило за пределы борозды. Если всё сделать правильно, то земляной гребень будет располагаться на расстоянии 10 см от предыдущего.

При необходимости вспашки небольшого участка можно обойтись и без плуга. В базовую комплектацию мотоблоков входят саблевидные фрезы, при помощи которых осуществляется обработка любых по сложности и составу земель, включая целинные и каменистые почвы. Помимо вспашки, фрезы используют для перемешивания грунта при внесении удобрений, для удаления сорняков и рыхления почвы.

Если требуется повысить качество вспашки, то работы производят с использованием транспортно-пахотного модуля. Для этого плуг прикрепляют не к самому мотоблоку, а к раме адаптера. Благодаря наличию промежуточного звена между плугом и агрегатом, значительно снижается воздействие на мотоблок, и вспашка происходит более легко и безопасно. Кроме того, заметно увеличивается скорость движения мотоблока. И если при традиционной вспашке она составляет 5 км/ч, то в случае применения адаптера увеличивается до 10 км/ч. Однако в сравнении с традиционным способом крепления плуга, при использовании данного метода теряется общая манёвренность агрегата, что, впрочем, ощутимо лишь на небольших и тесных участках, с обилием растущих по краям культурных растений. Если же работы проводятся на большом картофельном поле, то использование адаптера весьма удобно.

Процесс вспашки

На фермерских форумах нередко встречаются противники вспашки, считающие, что глубокая обработка уничтожает плодородие почвы и нарушает естественное процессы, происходящие в ней. Вспашка действительно нужна не всегда, но на тяжелых, запущенных или целинных землях она необходима. Существуют рекомендации, как правильно пахать мотоблоком, и если придерживаться их, земля отблагодарит богатым урожаем:

  1. Тщательно регулируйте глубину и угол обработки. Если на плуге не предусмотрена регулировка по высоте, можно самостоятельно просверлить дополнительное отверстие в стойке.
  2. Вспахивайте землю один-два раза в год (перед посевом и/или после уборки урожая).
  3. Меняйте направление вспашки каждый сезон, чтобы защитить плодородный слой.
  4. На лёгких и хорошо обработанных почвах используйте фрезы и культиваторы, на тяжелых и целинных – сошник.

Перед работой стоит посмотреть видео как пахать мотоблоком и как его настраивать. В целом все просто – техника подгоняется к краю поля и приводится в действие. Сначала оператор проходит одну борозду, в конце поворачивает на 180 градусов и проходит следующую.

Мотоблок с плугом

Мотоблоки оснащаются различным оборудованием для обработки земли. Плуг обеспечивает глубокое рыхление земли с отвалом пласта. Подходит для тяжелых и плохо обработанных почв. Рабочая часть плуга, непосредственно режущая землю, называется сошник. Размеры и форма сошника варьируются в зависимости от плотности почвы и желаемых глубины и ширины обработки.

После вспашки остаются крупные копья земли. Разбить их можно с помощью бороны (дисковой или зубовой). Бороны эффективно разрыхляют комья, тем самым улучшая ее снабжение кислородом и питательными веществами.

Для правильной обработки почвы нужно соблюдать правила работы с мотоблоком

С фрезами

Фрезы оснащаются ножами и предназначены для разрыхления земли. Могут использоваться одновременно с сошником или отдельно. Установка одновременно с сошником позволяет избежать боронования и экономит время – в такую почву можно сажать или сеять сразу. Использование одних только фрез без плуга оправдано на легких и обработанных почвах.

С адаптером

Адаптером для мотоблока называют модуль, позволяющий управлять сидя. По сути это двух- или трехколесная тележка с рамой, сиденьем и упорами для ног, ручным тормозом и механизмом сцепки. На некоторые адаптеры можно устанавливать дополнительное навесное оборудование. С адаптером мотоблок практически превращается в мини-трактор. Это приспособление делает работу более комфортной и существенно снижает нагрузку на спину и руки оператора. Кроме того, это расширяет возможности агрегата. С дополнительным оборудованием станет доступна не только вспашка дачного участка мотоблоком, но и уборка сена, расчистка от снега и транспортировка грузов.

Как подготовить к работе?

Подготовка агрегата к работе включает в себя установку грунтозацепов, а также навешивание и регулирование плуга.

Установка грунтозацепов. Данные приспособления представляют собой металлические колёса диаметром до 60 см и шириной 17- 20 см. В продаже встречаются и более тонкие образцы, однако покупать их не рекомендуется. Это обусловлено тем, что с тонкими зацепами сделать ровную борозду очень трудно: мотоблок будет болтать в разные стороны и справляться с ним в таких условиях довольно проблематично. Для того чтобы установить грунтозацепы, агрегат ставят на ровную площадку, откручивают родные колёса с резиновыми шинами и снимают ступицы.

На оси привода надевают ступицы зацепов, закрепляют их с помощью шпилек и зашплинтовывают.

Ступицы зацепов несколько длиннее обычных, поэтому их использование приводит к увеличению ширины колеи, из-за чего мотоблок становится более устойчивым. После того как ступицы будут надёжно закреплены на них монтируют грунтозацепы. При навешивании металлических колёс необходимо следить за тем, чтобы протектор сужался вперёд. Желательно выбирать зацепы таким образом, чтобы после их навешивания общий вес агрегата был больше 70 кг. В ином случае машина будет пробуксовывать и обработка получится неравномерной и некачественной. В случае приобретения слишком лёгких грунтозацепов необходимо позаботиться о дополнительном утяжелении конструкции. Для этого можно приобрести набор дополнительных грузов, установка которых обеспечит нужный вес.

Установка и регулирование плуга. Закрепление плуга выполняется посредством сцепок, которые крепятся к агрегату при помощи шкворня. Соединение сцепки и агрегата рекомендуется сделать с люфтом в 5-6 градусов. Если зафиксировать плуг неподвижно, то при вспашке он начнёт мотать мотоблок из стороны в сторону, что обусловлено неравномерным воздействием на него почвы. При соединении сцепки с плугом затягивать гайки до конца не рекомендуется. Это обусловлено тем, что впереди предстоит процесс регулировки, во время которой их не раз придётся то затягивать, то ослаблять.

Для выполнения регулировки необходимо установить агрегат на кирпичи или сложенные друг на друга доски. Высота такой конструкции должна равняться глубине вспашки и составлять 20-25 см. Грунтозацепы при этом следует зафиксировать, обеспечив тем самым мотоблоку полную неподвижность. Затем плуг располагают так, чтобы полевая доска всей своей длиной лежала на земле. Стойка плуга при этом должна быть расположена строго перпендикулярно земле и параллельно по отношению к внутреннему торцу зацепа.

Затем регулируют угол уклона полевой доски, при этом расстояние от носа плуга (лемеха) до пятки должно соответствовать 3 см. Если регулировкой наклона пренебречь, то при работе плуг начнёт зарываться в грунт, двигатель будет перегреваться и работу придётся остановить. Далее следует отрегулировать ширину колеи. Для этого правую кромку лемеха выставляют в одну линию с внутренней частью правого грунтозацепа.

Грунт при таком расположении будет срезаться абсолютно ровно, и управлять агрегатом станет легче.

Запуск агрегата. Перед тем как запустить бензиновый или дизельный мотор, необходимо проверить уровень масла и залить топливо в бак. Двухтактные бензиновые модели работают на смеси бензина и моторного масла, в то время как мощные четырёхтактные «употребляют» чистый бензин марок А-92 и А-95. При заправке мотоблока дизельным топливом следует учитывать температурный режим и в холодное время года заливать зимнюю солярку. Также перед пуском следует проверить работоспособность руля, газа, реверса и сцепления, после чего можно заводить.

Для включения бензинового двигателя, оборудованного ручным стартером, открывают кран на топливном баке и выставляют рычаг подсоса в режим «Запуск». Затем, не включая зажигания, выполняют от 3 до 5 движений стартера, после чего включают зажигание и запускают двигатель. Как только двигатель запустился, подсос сразу переводят в режим «Работа». На мотоблоках, оборудованных электростартером, пуск мотора выполняется ещё проще. Для этого просто включают зажигание, электронасос при этом закачивает топливо в карбюратор и двигатель заводится.

Перед запуском дизельного двигателя весь находящийся в системе воздух выгоняют электрическим стартером, и после того как его место займёт солярка, двигатель запускают. Если же мотор оборудован ручным стартером, то просто открывают кран подачи солярки, устанавливают газ и нажимают на декомпрессор. Затем производят несколько качков стартером, декомпрессор встаёт на место и мотор заводится.

Как выбрать плуг для мотоблока

Выбирая плуг, обратите внимание на технические характеристики своего мотоблока. Для обработки небольших участков подойдёт однокорпусный лемешный агрегат, а если вы обладатель тяжелого дизельного мотоблока, то вы можете подключить двухкорпусное устройство, которое ускорит процесс обработки земли в два раза, по сравнению с однокорпусным агрегатом

Плуг однокорпусный навесной СКАУТ PL-130

Лемешный однокорпусный плуг СКАУТ PL-130 подключается на одноточечное крепление к мини-тракторам и мотоблокам мощностью от 10 л. с.

На агрегате установлен увеличенный лемех из стали, а сама конструкция сделана надежно — о затачивании лемеха можно забыть. Для регулирования глубины пахоты на неровном рельефе установлено ограничительное колесо. Плуг рассчитан на обработку тяжелых, суглинистых почв и целины.

При работе с плавающим режимом гидравлического распределителя, устройство нужно утяжелить.

Плуг однокорпусный навесной СКАУТ PL-130 HYD с подрезным диском

Лемешный однокорпусный плуг СКАУТ PL-130 HYD оборудован подрезным диском для более эффективной работы на дерновой почве. Агрегат подключается к мини-тракторам и мотоблокам с одноточечным механизмом навесного оборудования. Рабочая часть сделана из надежной стали.

Угол атаки лемеха регулируется при помощи талрепов. Ограничительное колесо регулирует глубину вспашки. Подрезной диск предназначен для подрезания корней растений при вспашке, что увеличивает производительность и качество пахоты.

Для вспашки тяжелых почв и целины, нужно установить на технику утяжелители: 80 кг спереди и 60 кг сзади.

Плуг двухкорпусный навесной СКАУТ PL-225

Лемешный двухкорпусный плуг СКАУТ PL-130 — это единственное двухкорпусное устройство, которое подключается к мотоблоку. Агрегат закрепляется при помощи одноточечного механизма. Но для работы нужен мотоблок или мини-трактор мощностью от 15 л. с. Основа плуга — это треугольная рама с талрепами, которая регулирует горизонтальное и вертикальное положение. Корпус лемеха регулируется при помощи стойки. Глубина вспашки регулируется ограничительным колесом.

Источники

  • https://MoyMotoblok.ru/rabota/vspashka-zemli-motoblokom-plugom-i-frezami/
  • https://tokar.guru/stanki-i-oborudovanie/motobloki/kak-pravilno-pahat-zemlyu-podgotovka-motobloka-i-ogoroda-dlya-vspashki.html
  • https://sdelai-lestnicu.ru/stroi-tehnika/kak-pravilno-pahat-plugom-na-motobloke-kak-otregulirovat-glubinu-vspaski-zemli-nastrojka-motobloka-dla-pahoty-plugom
  • https://stroy-podskazka.ru/motobloki/pravila-vspashki/
  • https://zapchasti-isuzu.ru/marki-specavto/kak-pahat-ogorod-na-traktore.html
  • https://remont-dmb.ru/service/vspashka-zemli-motoblokom/
  • https://tehnika.expert/dlya-sada/prochaya-sadovaya-texnika/kak-pravilno-vspahat-zemlyu-motoblokom.html
  • https://mzoc.ru/selskohozyajstvennaya/kak-pahat-motoblokom-s-plugom.html
  • https://kamuflyzh.ru/tehnologii/kak-pahat.html
  • https://vospari23.ru/kak-pravilno-pahat-ogorod-motoblokom-s-plugom/
  • https://avtovishki-v-arendu.ru/spetstehnika/vspashka-ogoroda-motokul-tivatorom-pravil-naya-tehnologiya-i-sovety-ekspertov.html

Как правильно пахать на мотоблоке плугом?

Особенности указанного процесса зависят от размеров площади:

Небольшие земельные участки рекомендуется обрабатывать с помощью устройства для культивирования или фрезы. Зачастую легкие и средние по весу и мощности мотоблоки комплектуются указанными приспособлениями, поэтому активно пользоваться ими может каждый.Что касается самой перепашки земли мотоблоком, то приступать к этому процессу несложно
Нужно поставить агрегат на край участка, включив при этом повышенную передачу и просто следовать устройству, направляя его и периодически разворачивая;
Для работы на больших угодьях следует серьезно подготовиться, уделив особое внимание регулировке плуга

В данном случае методы вспашки мотоблоком несколько отличаются, ведь для начала оператором делается проход с устройством от одного края к другому на небольшой скорости.При этом важно, чтобы мотоблок стоял правым колесом в середине борозды, оставшейся после первого прохода
Необходимо внимательно следить за плугом, ведь даже с учетом наклона, он должен стоять перпендикулярно поверхности земли.После осуществляется еще один проход, во время которого проходит оценка глубины борозд. В большинстве случаев она не больше 20 см

С опытом проводить пахоту станет легче, а сами борозды будут более ровными.

Обрабатывать землю всегда было занятием непростым, но благодаря мотоблокам и множеству видов навесного оборудования, ухаживать за земельными участками стало намного проще!

Сколько стоит вспашка поля

Ручная обработка земли – довольно сложное занятие, а если это ещё и целина, то практически невозможное. Поэтому фермеры и дачники, чтобы не работать вручную, стараются обзавестись специальными сельхозагрегатами – культиваторами, мотокультиваторами, мотоблоками, минитракторами и разнообразными приспособлениями к ним. Техника позволит качественно пахать целину и быстро проводить обработку распаханных земель.

Но не каждый обладатель фермерского хозяйства или дачной земли имеет возможность приобрести целый арсенал моторизированной техники. Зачастую мощности купленного культиватора просто не хватает, чтобы обработать целину или вспахать заброшенный сад. В таком случае приходится обращаться за помощью к владельцам более «серьёзной» агротехники – мощных минитракторов и тракторов. Эти высокопроизводительные машины становятся особенно популярными в сезон предпосевных и послеуборочных работ. Они оперативно и качественно производят обработку поля, культивируют, возделывают заросшие дернины и целину.

Конечно, услуги сельскохозяйственных машин обходятся не дёшево. Стоимость механизированных работ, произведённых трактором, зависит от разных факторов, в частности от:

  • цены на топливо и ГСМ;
  • размеров обрабатываемой площади;
  • степени запущенности участка, наличия на нём растительности;
  • рельефа и состояния грунта, который будет подвергаться обработке;
  • расстояния от места стоянки техники до места, где она будет работать;
  • вида земляных работ и применяемых сельхозорудий для их осуществления.

Сколько стоит нанять трактор для вспашки целины или обработки распаханной земли, можно узнать на тематических форумах где опытные аграрии и новички обмениваются между собой актуальной информацией и дают дельные советы. Обычно владельцы тракторов рассчитывают стоимость вспашки следующим образом: все расходы на проведение обработки + 45-50% (целина, естественно, обходится дороже). Но точно назвать конечную сумму сложно, так как в разных регионах страны цены могут сильно различаться.

Самыми дорогими считаются работы трактора по вспашке целины и пахотной земли с применением дисковой бороны, почвообрабатывающей фрезы и трёхкорпусного плуга (25000 руб./1-5 га). Немного дешевле будет стоить дискование земли и покос травы, если работать минитрактором с использованием навесной роторной косилки и зубовой бороны (20000 руб./1-5 га). Но даже при относительно высоких расценках услугами тракторов, минитракторов пользуются многие аграрии, в том числе владельцы огородных и дачных наделов. Как не крути, но пахать и культивировать без техники сложно и трудоёмко. К тому же это очень ответственный процесс, который не обходится без затрат времени и финансовых вложений.

Как правильно пахать мотоблоком – о процедуре в деталях

Прежде, чем будет выполняться основная вспашка огорода мотоблоком, потребуется осуществить пробную обработку – это необходимо для проверки правильности регулировки плуга, выставленной глубины и отвала грунта.

При основной вспашке гребень каждой последующей борозды должен располагаться в непосредственной близости к гребню предыдущей борозды. Дистанция между ними не должна превышать 10 см. Вместе с тем, каждая последующая борозда ни в коем случае не должна быть наложена на предыдущую борозду. Для того, чтобы достичь такого результата при обработке грунта в процессе работы правое колесо используемого мотоблока не должно располагаться на основанию ранее проделанной борозды – лучше всего, чтобы оно находилось в центральной части отвала предыдущей борозды.

Работая по такому принципу, фермер сможет добиться наилучшего результата и вспахать участок ровными аккуратными бороздами.

Эффективная пахота мотоблоком – рекомендации экспертов

Большинство начинающих фермеров боятся использовать для вспашки грунта мотоблок, так как попросту не знают, как правильно настроить плуг и выполнить предстоящую основную обработку земли на участке. Тем не менее, ничего сложного в этом нет, и, чтобы добиться наилучшего результата, нужно всего лишь изучить рекомендации специалистов и придерживаться их в процессе работы.

Большое значение имеет размер обрабатываемого участка. Отталкиваясь от этого фактора, следует подбирать класс мотоблока и тип навесного оборудования для вспашки.

Как известно, все имеющиеся в продаже мотоблоки делятся на следующие категории:

  • мотоблоки легкого класса – масса такой техники не превышает 50 кг, а мощность – не выше 5 л. с. Площадь участка, для которого используется легкий мотоблок, не должна быть больше 6 соток, в противном случае, агрегат будет поддаваться повышенным нагрузкам. Вспашка участка с таким мотоблоком выполняется при помощи штатных фрез из комплекта агрегата;
  • мотоблоки среднего класса – вес такой техники достигает 100 кг, а мощность – 12 л. с., чего более чем достаточно для эффективной работы на участках, площадью до 20 соток. Обработка грунта такой техникой осуществляется при помощи легкого плуга;
  • мотоблоки тяжелого класса – благодаря мощности до 30 л. с. и массе от 100 до 180 кг эти агрегаты способны на эффективную вспашку грунта на территориях, площадью до 1 гектара. Для этого мотоблоки могут оборудоваться навесным плугом. Также высокая мощность и большой вес дают владельцам этих мотоблоков качественно вспахивать наиболее тяжелую почву.

Определившись с подходящей техникой, следует изучить особенности правильной вспашки участка. Небольшие по площади территории лучше всего вспахивать с применением фрезы. Процедура по своей сути не сложная – агрегат располагается на краю участка, на нем включается повышенная передача, после чего можно начинать движение с мотоблоком. Дойдя до края участка, мотоблок разворачивается на 180 ⁰, после чего процедура выполняется в обратном порядке. Более подробно о вспашке грунта мотоблоком Нева с фрезами расскажет видео.

Совсем по-другому обстоят дела со вспашкой почвы плугом на крупных по площади участках

Для достижения наилучшего результата во время работы крайне важно правильно отрегулировать плуг. После оптимальной настройки навесного оборудования понадобится сделать пробный проход от одного конца участка к другому, после чего выполнить то же самое в обратную сторону. Во время этого правое колесо мотоблока должно находиться по центру предыдущей борозды

В процессе обработки земли нужно следить за плугом – учитывая наклон мотоблока, навесное оборудование должно располагаться перпендикулярно по отношению к поверхности грунта. Если это правило не соблюдено, то плуг потребуется настроить заново

Во время этого правое колесо мотоблока должно находиться по центру предыдущей борозды. В процессе обработки земли нужно следить за плугом – учитывая наклон мотоблока, навесное оборудование должно располагаться перпендикулярно по отношению к поверхности грунта. Если это правило не соблюдено, то плуг потребуется настроить заново.

После этого нужно сделать второй проход, который поможет оценить глубину проделываемой борозды. Если она слишком глубокая, или, наоборот, очень мелкая, то плуг нужно настроить. Оптимальным показателем считается глубина в 15–20 см.

С улучшением результатов при вспашке участка скорость работы можно увеличить. В результате этого используемый плуг будет быстрее отваливать грунт, а его поверхность станет более ровной и без комков.

Как пахать мотоблоком под зиму – выбор времени и особенности работы

Многие начинающие фермеры утверждают, что вспашка грунта непосредственно перед зимой – процедура не обязательная, ведь обработку почвы можно выполнить весной, перед посевными работами. На самом деле такое утверждение нельзя назвать правильным, так как вспаханный перед зимой грунт быстрее насыщается кислородом, сорняки в нем отмирают, не выдерживая морозов, а полезные для культурных растений бактерии быстрее восстанавливаются. Особенно предзимняя обработка грунта необходима в случаях, если весной планируется освоение целины.

Не многие знают, когда именно должна проводиться вспашка грунта перед зимой. При этом очень важную роль играют погодные условия и климат конкретного региона. В любом случае обработка грунта должна проводиться через несколько недель после сбора урожая, сразу после наступления похолодания. Оптимальный период для этого – середина и конец ноября, однако жители южных регионов могут вспахивать грунт и в начале декабря.

Поздние сроки вспашки грунта мотоблоком перед зимой обусловлены высокой скоростью роста сорняков. Даже если обработать почву в начале ноября, нескольких недель будет вполне достаточно для того, чтобы вредные сорняки выросли и окрепли. По этой же причине глубина вспашки земли на участке перед зимой обязательно должна быть максимально большой, чтобы иметь возможность истребить как можно больше вредных растений.

Важный момент – это успеть вспахать землю до того момента, пока температура в ночное время не опуститься до +5 ⁰C. В этот период почва еще мягкая, а сорняки перед зимой не успеют вырасти до оптимальных размеров.

Большое значение также имеет тип обрабатываемого на зиму грунта. Если земля на участке песчаная или глинистая, то во время вспашки ее можно одновременно смешивать с органическими удобрениями – навозом или перегноем. Вместе с тем, удобрения не должны быть свежими – их потребуется подержать на воздухе на протяжении года, в противном случае, они нанесут грунту большой вред.

Сам процесс вспашки грунта перед зимой выполняется в такой же последовательности. Для начала мотоблок оборудуется фрезами или плугом, после чего наступает черед настройки навесного оборудования. Непосредственно перед основной обработкой грунта следует выполнить пробную вспашку, которая поможет определить качество работы и правильность настройки навески. После этого осуществляется основная вспашка почвы мотоблоком перед зимним периодом.

Рекомендации по вспашке мотоблоком

  1. При разворотах и поворотах нужно на малой скорости вытаскивать навесное агрооборудование из почвы.
  2. В пахоте необходимо обязательно делать перерывы – каждые полчаса или час. Это поможет избежать перегрева техники.
  3. Если агромотоблок постоянно «заносит» в сторону и не получается глубоко пахать, стоит перепроверить землю. Для этого в почву нужно воткнуть железную арматуру диаметром в один сантиметр. Арматура должна уйти в почвенный слой сантиметров на сорок. Если она вошла в землю не больше, чем на двадцать сантиметров, то пытаться спахать глубже не получится.
  4. Во время пахоты нужно не допускать развальных борозд и свальных гребней. Для этого нужно четко выделить первую полосу.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector